Обитель

Женский монастырь Похвалы Божией Матери расположен в пяти километрах от города Катайска – одного из районных центров Курганской области. История монастыря берёт начало с возведения в XIX веке приходского храма в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, вокруг которого впоследствии и выросла нынешняя обитель.

Храм

В 1863 г. 8 октября в селе Боровском была заложена церковь, в которой с 1869г. начались регулярные богослужения. Это шестилетнее строительство неожиданно стало предметом насмешек жителей окрестных сёл – мол, все вокруг давно и быстро отстроились, а вы всё копаетесь. Однако, Бог судил по-своему: настало революционное лихолетье, и из всего множества храмов нескольких близлежащих районов пережить его было суждено лишь Боровскому Свято-Никольскому. Кто знает, может, именно за эту основательность боровчан Господь уготовал их храму оставаться единственным островком Православия на всём пространстве от Свердловска до Шадринска (в которых ещё оставались действующие храмы) в течение советского периода.

В праздничные дни с колокольни, откуда хорошо вид – на железнодорожная насыпь, можно было наблюдать целые реки людей, идущих с прибывшей электрички к храму. Первые прихожане уже входили в церковь, а «хвост» людской тянулся от самого полустанка на протяжении полутора километров. Верующие стекались отовсюду: из Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Далматово – всех окрестных городов и весей. Удивителен Промысел Божий – простая сельская церковь не только не была разрушена или закрыта, но в ней продолжалось богослужение даже в самые трудные годы. На клиросе пели монахини из разорённых обителей: Колчеданского, Верхтеченского и других монастырей.

Община

Но вот время гонений закончилось — повсюду стали восстанавливаться храмы, верующие вновь обретали приходы в своих родных городах и деревнях, и количество прихожан боровской церкви значительно сократилось. Когда в 1989 году приход возглавил новый настоятель, иерей Александр Никулин, встал вопрос о возрождении полноценной духовной жизни. Отец Александр видел необходимость создания крепкой церковной общины. К тому времени уже произошло открытие многих общероссийских святынь и древних духовных оплотов Православия: Дивеево, Валаама, Оптиной пустыни и других. Это вдохновило к подражанию и будущих устроителей Боровской обители. С 1992 года начинается устроение церковной женской общины по образу большой семьи, «едиными устами и единым сердцем» славящей Господа. Всё становится общим – скорби, радости, заботы и нужды.

Главное же, что объединяло первых насельниц – спасение души через обретение молитвенного, монашеского устроения. Помогал им в этом духовный опыт и заветы старца – иеромонаха Павла (Чазова)(1924 – 1997), духовника о. Александра. К новосозданной общине притекали те, кто хотел всецело посвятить себя служению Господу; те, кто, оставив попечения о временном, возжелали вечных, истинных радостей в Боге. Эти стремления и молитвенный дух стали основой, на которой вырастал монастырь.

Богородичный садик

В духовном смысле любой монастырь есть сад. Сад, где, подобно благоуханным цветам, под Покровом Божией матери взращиваются для Господа души людей. Наверное, именно поэтому во многих обителях есть свой сад – как зримый образ того пути, который проходит душа, очищаясь и возрастая в Боге. Чтобы иметь перед собой картину духовного мира, берём подобие у самой природы – нерукотворного храма Божия. Вырываются сорняки, навсегда иссохшие ветви обрезаются, каждому цветку или дереву подбирается именно то место, где они вырастут во всей своей красе. То же происходит и с человеческой душой, желающей освободиться от страстей и возрасти духовно. Вот эту икону духовной жизни – сад – имеет у себя и монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы.

Посвящён он нашей Небесной Заступнице, потому и называется Богородичным. Его обустройство началось одновременно с созданием обители. Вручную были засыпаны болотца, очищена от мусора и сорняков земля. Особенностью садика является то, что цветы и деревья для посадки в нём свозились со всех концов Урала, чтобы вся уральская земля совершила здесь своё безмолвное приношение Царице Небесной.

В самом центре Богородичного садика красуется деревянный храм-часовня в честь Святой Троицы. Выстроенный в древнерусском стиле, он образно связывает прошлое и настоящее Святой Руси. Необычен его иконостас: он сплетён из лозы.

В садике ежедневно совершается Богородичное правило, которое насельницы обители творят, проходя, как по Дивеевской Канавке, по особой тропинке, окружающей Богородичный садик.

Много духовных нитей связалось здесь воедино: древнерусская часовня во времени, уральские цветы и деревья в пространстве, Канавка и Богородичное правило в духовном Небе соединяют нас со Святою Русью, поэтому именно в Богородичном садике находят своё упокоение те матушки – насельницы монастыря, чей земной путь уже окончен. А первой из них стала мученица за веру Христову инокиня Антония.

Инокиня Антония

Преподобные отцы и матери наши своими подвигами, добродетелями и трудами монашеского делания сподобились истинного уподобления Христу, Восстановившему в нас образ Божий. Являя собой обновлённого человека, они ещё здесь, на земле стали примером любви, сострадания к людям и стремления к Богу. Другие наши святые – добропобедные мученики – самой своей кончиной засвидетельствовали веру, верность Христу даже до смерти. Мы зачастую мало знаем о их жизни, но страдальческая «кончина их жительства» красноречиво говорит о твёрдости духа, готовности отдать жизнь за Христа. И есть особенный чин святых (мы называем их преподобномученики), которые сподобились и совершенной жизнью и страдальческой смертью засвидетельствовать, что их отечество – Дом Отца Небесного. Этого особого смотрения Божия удостоилась и инокиня монастыря Похвалы Пресвятой Богородицы матушка Антония.

Ещё мирская жизнь Антонины Александровны Серёдкиной (прежнее имя матушки Антонии) была отмечена знаками некоего особого Божия промысла о ней. Будучи ещё невоцерковлённой, она уже обладала ценными душевными качествами: смирением, терпением, кротостью, доверчивостью. Её верующая бабушка, глядя на подготовку Антонины к замужеству, сказала: «Эх, девка, не ходила бы ты замуж, а шла бы в монастырь». В те времена Антонина о монастыре ещё не помышляла, но Господь повёл её именно по этому пути. Супружеская жизнь не сложилась, ей пришлось одной воспитывать сына. Преодолевая житейские трудности, укрепляя в них терпение и веру, она шла навстречу Господу. Господь же был её «прибежищем и силой»: попавшая под «сокращение» на работе, она в возрасте сорока лет самостоятельно выучилась мастерски шить, приобрела портновскую специальность и вновь устроилась на работу уже не куда-нибудь, а в ризничную Курганской епархии. Спустя некоторое время, там оказался приехавший по делам о. Александр Никулин.

За множеством духовных чад, подошедших под благословение, он как-то разглядел неизвестную ему доселе Антонину, сам подозвал её и благословил деревянным нательным крестиком, освященным у Гроба Господня. Местная блаженная объяснила удивлённой такой милостью Антонине, что батюшка благословил её на монашеский путь. Вскоре Антонина впервые попала в Боровское. Ей сразу понравилось в обители, и её там полюбили, как очень трудолюбивую, доброжелательную, открытую, готовую всегда прийти на помощь. Через полгода, вскоре после женитьбы сына, она приняла решение уйти в монастырь. Упала в ноги матери со словами: «Мама, благослови!» — и не вставала, пока не получила материнского благословения (видимо, по молитвам дочери её мать, Мария, также оказалась в Боровском монастыре и окончила дни свои как монахиня Матрона).

В 1999г. 2 января (память прав. Иоанна Кронштадтского) Антонина была пострижена в иночество с именем Антония (в честь преп. Антония Великого). Неся послушание в швейной мастерской, она одновременно была келейницей схимонахини Марии, и с таким терпением и любовью ухаживала за старицей, что матушка Мария никого другого не хотела. Обычные после пострига иноческие искушения тяжко нападали на неё, но всё, что ни посылал ей Господь, претерпела до конца и спаслась благодатию Христовою и помощью Матери Божией.

И вот настал день 24 декабря 1999 года. Уже два дня пребывал в обители мироточащий образ Царя-страстотерпца Николая II, которого так возлюбила матушка Антония, что готовилась ко встрече иконы как к встрече самого Царя. Перед образом служилась праздничная служба, совершалось Таинство Соборования. Соборовалась и матушка Антония, последний раз в своей жизни. 24 декабря вечером состоялись торжественные проводы иконы, а на неусыпаемой псалтири установлено было чтение канона Царю-мученику. Мать Антония последний год жизни ежедневно читала Канон или акафист Царю; кроме того, она очень любила читать неусыпаемую псалтирь, и обязательно ночью.

И в эти дни матушка никак не соглашалась заменить её на ночном чтении канона с акафистом Царю. Её время было с 3-х до 4-х часов ночи. Именно в этот час и погибла она перед аналоем с раскрытым на шестой песне каноном.

Убийство совершил рабочий скита, находящегося в 6-ти километрах от обители за заснеженной непроезжей степью, которую он за полночи пересёк, влекомый сатанинской силой. Кроме дьявольской злобы ничем нельзя объяснить то, что произошло. Убийца схватил молоток и стал наносить удары по голове, лицу, по рукам матушки, когда та пыталась закрываться. Он протащил её по храму и сбросил в подвал. Пытался стереть кровь в храме её апостольником, затем вернулся в подвал и нанёс ещё около тридцати ударов молотком. Потом он вернулся на скит и наутро сам пришёл в милицию, так и не сумев внятно объяснить причин происшедшего. Так закончила свой жизненный путь матушка Антония, боголюбивая инокиня монастыря Похвалы Пресвятой Богородицы.

Некоторое время спустя один из прихожан, будучи на Кавказе, пришёл в пустынь в горах и сказал старцу: «У отца Александра большая скорбь в обители…». Старец ответил: «А у меня большая радость! Какую заступницу сподобились иметь на небесах!».

Отец Аркадий

Есть у Боровского монастыря и такой небесный заступник, который прославлен уже всей полнотой Православной Церкви. Это священномученик Аркадий Гаряев, канонизированный в 2002 году в числе новомучеников и исповедников Российских.

Отец Аркадий служил в Свято-Никольском храме с 1914-го по 1918-й год. Первого июля (по старому стилю) 1918 года он отслужил Божественную Литургию в день памяти свв. бессребреников Космы и Дамиана, обвенчал две пары, одна из которых прибыла из Центральной России, после чего был прямо в храме схвачен неожиданно ввалившейся в село революционной бандой, состоявшей из венгров и представителей полка так называемых «Красных Орлов». Они под неведомым предлогом повели батюшку в Катайск и по пути, в лесу, зарубили саблями (по другим источникам, расстреляли). Больше до некоторого времени о его жизни и смерти ничего известно не было, но этого вполне хватило для прославления о. Аркадия, так как очевидно, что пострадал он именно как священнослужитель Христовой Церкви, на которую обрушилась злоба врага Божия и рода человеческого. Его тело бросили в лесу, и только через десять дней, после прихода в село частей Белой Армии, удалось найти о. Аркадия и по-христиански похоронить. Несколько лет учащимся Екатеринбургской Духовной Семинарии, жителем Боровского Андреем Печериным совместно с работниками Екатеринбургского архива велось активное исследование исторических документов и свидетельств, могущих пролить свет на жизнь нашего священномученика. Стало известно, что до назначения в Боровское он нёс миссионерское служение в северных районах нынешней Екатеринбургской епархии, служил в походном храме, проповедовал Евангелие среди коренных народов: остяков, вогулов, зырян. О. Аркадий обладал поэтическим талантом и многие события прошлого и современности осмыслял посредством стихов. Наконец, было доказано, что местом его погребения является захоронение возле алтаря Никольского храма. И 10 июня 2007 года, в день всех Святых, в земле Российской просиявших, в присутствии огромного стечения людей были торжественно обретены святые мощи священномученика Аркадия Боровского.

В этот день в монастыре Похвалы Божией Матери с. Боровского Катайского района собралось множество паломников из всех окрестных епархий. Приехали священники из городов, в которых служил о. Аркадий. Божественную лтургию возглавлял епископ Курганский и Шадринский Михаил (Расковалов). После Литургии 12 священников, сестры обители, прихожане храма и около семисот паломников во главе с владыкой направились к могиле священномученика, накануне раскрытой. Торжественно из глубины был поднят хорошо сохранившийся гроб, и священниками было совершено омовение честных мощей. Судмедэксперт, входивший в состав комиссии, указал присутствовавшим на страшный перелом руки священномученика, который мог быть сделан только безжалостным выкручиванием, и на след от удара штыком на другой руке. Были обретены иерейский крест, крест напрестольный и Евангелие, с которыми похоронили о.Аркадия. После омовения мощи святого помазали миром и облачили в новые священнические одежды, специально сшитые к этому торжеству. Продолжая крестный ход, мощи внесли в храм и уложили в раку. В своем слове, обращенном к пастве, владыка Михаил провозгласил 10 июня еще одним праздником в честь священномученика Аркадия — днем обретения мощей. Ныне мощи почивают в Свято-Никольском храме с. Боровского – том самом, где до последнего дня своей жизни служил отец Аркадий Гаряев.

Таким образом, в монастыре празднуется: 10 июня — день обретения мощей и 14 июля — день памяти священномученика Аркадия. В эти дни в монастыре проходят особые торжества в память нашего небесного заступника.

Монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы

В 2000-ном году Боровской обители был присвоен статус монастыря. Настоятельницей стала старшая монахиня Васса (ныне игумения). Главный храм освящен в честь свт. Николая в 1869 году. Рядом с каменным Никольским храмом стоит деревянный храм в честь св.прав. Иоанна Кронштадтского. На месте погребения сщмч. Аркадия, после обретения его мощей в 2007 г., была построена деревянная часовня в его честь.

В монастыре около тридцати сестер: одна схимонахиня, 5 монахинь, 18 инокинь, 2 послушницы и трудницы. Совершаются общеобительские правила: Богородичное, бывающее в Богородичном садике, ежедневный крестный ход вокруг обители с чтением канона Божией Матери, Полунощница. В храме день и ночь читается Неусыпаемая Псалтирь.

В клире монастыря три священника: протоиерей Сергий Климов, иерей Виктор Сысолятин, иеромонах Владимир (Яненко). Божественная Литургия совершается ежедневно. В воскресенье она предваряется пением Параклиса – молебного канона Божией Матери.
В обители большое хозяйство: есть скотный двор, несколько огородов, трапезная, овощехранилища, гостиницы для паломников, иконописная и швейная мастерские.

При монастыре действует Воскресная школа, в которой на данный момент занимается 15 детей.